Александр Бармин – специалист, который, кажется, успевает всё на свете. Помимо работы ведущим Java-разработчиком EPAM, на его счету:
- магистерская степень по computer science и диплом кандидата технических наук,
- более 1300 часов преподавания,
- 23 выступления на мероприятиях в роли спикера,
- 91 проведённое техническое интервью,
- более 360 часов участия во всевозможных тренингах.
Мы решили узнать у Саши, как ему удаётся оставаться таким продуктивным, что делать, когда эффективность работы снижается, и о том, какие техники применять, чтобы успевать больше.
Продуктивный человек – кто это?
Это человек, который выполняет свои обязанности хорошо и вовремя. Например, если ты разработчик, то должен уметь доставлять код или новую функциональность с нужным качеством и в обозначенные сроки. То есть для продуктивного человека помимо hard skills, то есть технических навыков, важно умение грамотно планировать своё время. К тому же он умеет правильно выстраивать общение с коллегами – без этого навыка невозможна эффективная работа в команде.
Продуктивный человек достигает целей, которых хочет добиться сам
Когда и как ты начал развивать свою продуктивность?
Первый шаг к продуктивности – это поставить цель
Первое, что я сделал, – ответил на вопрос, кем я вижу себя через 5 лет. Я знаю, что во многих компаниях этот вопрос задают на собеседованиях, но ещё интереснее задать его самому себе: «Кем же я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу быть через 5-10-15 лет?»
Например, представьте свой день через 5 лет. Из чего он состоит? Где вы проснулись? Чем занимались? С какими людьми вы общались? Постепенно формируя картину желаемого будущего, можно лучше понять, к чему стремиться. Ответы на эти вопросы лучше записывать. Или такое упражнение: где вы находитесь сейчас по сравнению с картиной желаемого будущего? После ответа на этот вопрос вы сможете поставить цели и работать в нужных вам направлениях.
Какие техники тайм-менеджмента ты применяешь?
План на день
Он может быть записан на листочке или в блокноте, в календаре Outlook или списком To Do в телефоне. В плане нужно отражать те дела, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сделать. Их нужно выполнить несмотря ни на что. У меня есть ежедневные стендапы с командой. Я вношу их в свой календарь. Даже если что-то пойдёт не так – я точно знаю, к какому времени я должен освободиться, чтобы пообщаться с командой.
План на день – это стержень продуктивности
To Do листы
Техники ведения To Do листов хорошо описаны у Дэвида Аллена в книге «Getting things done». Идея книги в том, что практически на каждый день или случай есть чек-лист того, что нужно сделать. Удобнее использовать электронные To Do листы, так как они поддерживают синхронизацию между несколькими устройствами. Можно поработать над чек-листом по дороге на работу в метро или стоя в пробке в автомобиле.
Pomodoro
Название техники возникло от кухонного таймера в форме помидора. Техника заключается в том, что работа выполняется интервалами. Сначала вы делаете работу 20 минут. Затем делаете перерыв 5 минут. И потом повторяете цикл: 20 минут работа – 5 минут перерыв. И после 3 итераций делаете большой перерыв на 15 минут. Техника хорошо подходит для дел, которые совсем не хочется делать, но надо. Я использую эту технику для написания отчётов. Сажусь, делаю 20 минут отчёт. Потом делаю перерыв и возвращаюсь к отчёту. И через несколько «помидорок» проблема отчёта решена.
Расскажи о случаях в твоей жизни, когда продуктивность сильно снижалась?
Моя продуктивность сильно снижается во время переговоров. После таких встреч я чувствую себя истощённым. И ещё переработки: если я сегодня поработаю сверхурочно, то завтра буду чувствовать себя уставшим. Тут мне помогает концепция мыслетоплива. Как и любой ресурс, мыслетопливо заканчивается. И этого стоит избегать. Чтобы не потратить мыслетопливо полностью, лучшее, что можно посоветовать, – это отдыхать. И отдыхать разнообразно. Ещё можно делать своё ресурное занятие – то, которое максимально восстанавливает запасы мыслетоплива. Собираете ли вы корабли или программируете для себя. И не забывать о здоровой пище, сне и ответственно подходить к своему графику – ложиться и вставать в одно время.
Продуктивность – это навык, позволяющий эффективно делать свою работу. Если специалист выполняет свою работу всегда с отличным качеством, то можно сказать, что он продуктивный
Нужны ли разработчику soft skills?
Soft skills очень важны для разработчика, потому что именно они позволяют концентрироваться на важном и эффективно использовать hard skills. Большая часть работы в IT делается в команде. Поэтому soft skill «эффективная коммуникация» становится крайне важным. Разработчику он позволяет избежать большого количества ошибок на этапе интеграции.
Soft skills – это клей, который позволяет использовать hard skills максимально эффективно
Какие soft skills важны для разработчика?
- Эффективная коммуникация. Один разработчик может решить практически любую задачу. Но за какое время? Так как разработчики работают в команде, им важно уметь договариваться между собой.
- Управление задачами. Задач всегда больше, чем времени на их решение. И здесь важно умение отделять важное от срочного и приоритизировать.
- Изучение нового и постоянное саморазвитие. Сегодня разработчику необходимо поддерживать уровень своей квалификации, чтобы оставаться востребованным специалистом. Для джуниор-специалистов очень важно желание учиться и развиваться, умение задавать правильные вопросы и способность воспринимать критику спокойно.
Посоветуй начинающим разработчикам, как правильно составить план развития?
Я рекомендую поставить себе цель. Подумайте, кем вы хотите видеть себя через 5 лет. Например, я как начинающий разработчик сейчас хочу попробовать себя во всём, но через 5 лет я хочу разрабатывать приложения на Java. Затем посмотрите вокруг: наверняка есть специалисты, которые уже больше 5 лет разрабатывают приложения на Java. Спросите у них, как они к этому пришли. Таким образом, вы узнаете, где находитесь сейчас и куда нужно идти.
Далее разбейте этот большой путь от сейчас к желаемому состоянию на достижимые цели. Сейчас вам нужно изучить Java Core, затем нужно освоить Spring, потом – Hibernate, затем вам открывается путь в большие корпоративные системы, где используются более сложные подходы, фреймворки или инструменты. И тогда у вас появляется план действий. Важно делать маленькие шаги каждый день. В этом лучше всего помогает план на день. Делайте его, когда вам удобно: накануне вечером или в этот же день утром.