article-spots
article-carousel-spots
programs
«Мягкие» навыки

Как стать продуктивным: лайфхаки, метод помидора

15 июля 2021

Александр Бармин – специалист, который, кажется, успевает всё на свете. Помимо работы ведущим Java-разработчиком EPAM, на его счету:  

  • магистерская степень по computer science и диплом кандидата технических наук, 
  • более 1300 часов преподавания, 
  • 23 выступления на мероприятиях в роли спикера,   
  • 91 проведённое техническое интервью,  
  • более 360 часов участия во всевозможных тренингах.

Мы решили узнать у Саши, как ему удаётся оставаться таким продуктивным, что делать, когда эффективность работы снижается, и о том, какие техники применять, чтобы успевать больше. 

Продуктивный человек кто это? 

Это человек, который выполняет свои обязанности хорошо и вовремя. Например, если ты разработчик, то должен уметь доставлять код или новую функциональность с нужным качеством и в обозначенные сроки. То есть для продуктивного человека помимо hard skills, то есть технических навыков, важно умение грамотно планировать своё время. К тому же он умеет правильно выстраивать общение с коллегами – без этого навыка невозможна эффективная работа в команде.  

Продуктивный человек достигает целей, которых хочет добиться сам  

Когда и как ты начал развивать свою продуктивность? 

Первый шаг к продуктивности это поставить цель 

Первое, что я сделал, – ответил на вопрос, кем я вижу себя через 5 лет. Я знаю, что во многих компаниях этот вопрос задают на собеседованиях, но ещё интереснее задать его самому себе: «Кем же я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу быть через 5-10-15 лет?»  

Например, представьте свой день через 5 лет. Из чего он состоит? Где вы проснулись? Чем занимались? С какими людьми вы общались? Постепенно формируя картину желаемого будущего, можно лучше понять, к чему стремиться. Ответы на эти вопросы лучше записывать. Или такое упражнение: где вы находитесь сейчас по сравнению с картиной желаемого будущего? После ответа на этот вопрос вы сможете поставить цели и работать в нужных вам направлениях. 

Какие техники тайм-менеджмента ты применяешь?  

План на день 

Он может быть записан на листочке или в блокноте, в календаре Outlook или списком To Do в телефоне. В плане нужно отражать те дела, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сделать. Их нужно выполнить несмотря ни на что. У меня есть ежедневные стендапы с командой. Я вношу их в свой календарь. Даже если что-то пойдёт не так – я точно знаю, к какому времени я должен освободиться, чтобы пообщаться с командой.  

План на день это стержень продуктивности  

To Do листы 

Техники ведения To Do листов хорошо описаны у Дэвида Аллена в книге «Getting things done». Идея книги в том, что практически на каждый день или случай есть чек-лист того, что нужно сделать. Удобнее использовать электронные To Do листы, так как они поддерживают синхронизацию между несколькими устройствами. Можно поработать над чек-листом по дороге на работу в метро или стоя в пробке в автомобиле.  

Pomodoro 

Название техники возникло от кухонного таймера в форме помидора. Техника заключается в том, что работа выполняется интервалами. Сначала вы делаете работу 20 минут. Затем делаете перерыв 5 минут. И потом повторяете цикл: 20 минут работа – 5 минут перерыв. И после 3 итераций делаете большой перерыв на 15 минут. Техника хорошо подходит для дел, которые совсем не хочется делать, но надо. Я использую эту технику для написания отчётов. Сажусь, делаю 20 минут отчёт. Потом делаю перерыв и возвращаюсь к отчёту. И через несколько «помидорок» проблема отчёта решена.  

Расскажи о случаях в твоей жизни, когда продуктивность сильно снижалась? 

Моя продуктивность сильно снижается во время переговоров. После таких встреч я чувствую себя истощённым. И ещё переработки: если я сегодня поработаю сверхурочно, то завтра буду чувствовать себя уставшим. Тут мне помогает концепция мыслетоплива. Как и любой ресурс, мыслетопливо заканчивается. И этого стоит избегать. Чтобы не потратить мыслетопливо полностью, лучшее, что можно посоветовать, – это отдыхать. И отдыхать разнообразно. Ещё можно делать своё ресурное занятие – то, которое максимально восстанавливает запасы мыслетоплива. Собираете ли вы корабли или программируете для себя. И не забывать о здоровой пище, сне и ответственно подходить к своему графику – ложиться и вставать в одно время. 

Продуктивность это навык, позволяющий эффективно делать свою работу. Если специалист выполняет свою работу всегда с отличным качеством, то можно сказать, что он продуктивный 

Нужны ли разработчику soft skills?  

Soft skills очень важны для разработчика, потому что именно они позволяют концентрироваться на важном и эффективно использовать hard skills. Большая часть работы в IT делается в команде. Поэтому soft skill «эффективная коммуникация» становится крайне важным. Разработчику он позволяет избежать большого количества ошибок на этапе интеграции.  

Soft skills это клей, который позволяет использовать hard skills максимально эффективно 

Какие soft skills важны для разработчика? 

  • Эффективная коммуникация. Один разработчик может решить практически любую задачу. Но за какое время? Так как разработчики работают в команде, им важно уметь договариваться между собой.  
  • Управление задачами. Задач всегда больше, чем времени на их решение. И здесь важно умение отделять важное от срочного и приоритизировать. 
  • Изучение нового и постоянное саморазвитие. Сегодня разработчику необходимо поддерживать уровень своей квалификации, чтобы оставаться востребованным специалистом. Для джуниор-специалистов очень важно желание учиться и развиваться, умение задавать правильные вопросы и способность воспринимать критику спокойно. 

Посоветуй начинающим разработчикам, как правильно составить план развития? 

Я рекомендую поставить себе цель. Подумайте, кем вы хотите видеть себя через 5 лет. Например, я как начинающий разработчик сейчас хочу попробовать себя во всём, но через 5 лет я хочу разрабатывать приложения на Java. Затем посмотрите вокруг: наверняка есть специалисты, которые уже больше 5 лет разрабатывают приложения на Java. Спросите у них, как они к этому пришли. Таким образом, вы узнаете, где находитесь сейчас и куда нужно идти. 

Далее разбейте этот большой путь от сейчас к желаемому состоянию на достижимые цели. Сейчас вам нужно изучить Java Core, затем нужно освоить Spring, потом – Hibernate, затем вам открывается путь в большие корпоративные системы, где используются более сложные подходы, фреймворки или инструменты. И тогда у вас появляется план действий. Важно делать маленькие шаги каждый день. В этом лучше всего помогает план на день. Делайте его, когда вам удобно: накануне вечером или в этот же день утром. 

Полезные материалы для начинающих Java-разработчиков