В 2020 году всемирный форум в Давосе опубликовал новый список ожиданий. Эксперты утверждают, что через пять лет работодатели больше всего будут ценить: умение аналитически мыслить, способность к постоянному обучению, навык комплексного решения проблем, критическое мышление, креативность и оригинальность. Вместе с Викторией Злотниковой, тренером ЕРАМ Learning&Development прошлись по списку и разобрались, что изменилось, почему, как «прокачивать» и что эти знания дадут непосредственно вам.
1. Аналитическое мышление
Этот навык отвечает за работу с информацией, ее обработку и анализ. В жизни в мире VUСA (от английского volatility — нестабильность, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность и ambiguity — двузначность) есть место всему, кроме ясности и предсказуемости. Аналитическое мышление позволяет разделять эту «неясность» на части, объективно оценивать информацию, сравнивать данные, делать выводы и действовать исходя из них. А это уже хоть какая-то определенность 😊. Сейчас мы не можем с наскока, быстро находить правильные решения. Нужно искать более совершенные способы и проявлять гибкость в подходах. Когнитивная гибкость человека, то есть способность переключаться с одной мысли на другую, зависит от того, насколько адекватно реальности он видит свою ситуацию. Но ирония заключается в том, что мы не можем избавиться от собственного когнитивного искривления, то есть неадекватности восприятия реальности. Это особенность мышления каждого из нас: мы стремимся обобщать информацию, игнорируя детали (например, «они все такие», «управлять людьми — сложно») или же, наоборот, держим в фокусе детали и не видим целостной картинки. Единственное, что в наших силах — помнить, что у нас есть когнитивные искривления и проверять, действительно ли мы принимаем решение соответствующее ситуации. Например, ситуация, когда менеджер говорит: «Один из членов команды — немотивирован», — это обобщающий подход. Пока мы так утверждаем, фокус исключительно на вопросе мотивации. Мы начинаем читать «правильные» книги, слушать подкасты на эту тему и т.д. И это хорошо. Впрочем, в этом случае нужно проработать детали: а что говорит о немотивированности сам человек, какие критерии мотивированной работы, что человек делает, а что нет? Уточняющие вопросы могут выявить, что проблема в другом. К примеру, раньше этот человек делал больше, чем от него ожидалось, и теперь менеджер рассчитывает на эту «сверхурочную» часть, а у человека изменились обстоятельства. Если придерживаться убеждения о немотивированности, последствиями станут неоправданные ожидания, непонятные претензии, и как результат — возможен прекращения партнерства и подрыв командного духа.
2. Способность к постоянному обучению
Если говорить про обучение с точки зрения классического формата «учитель-ученик», то 2020 принес много изменений.
- С одной стороны, переход в онлайн создал новый образовательный запрос для тех, кто обучает — как увлекать, вдохновлять аудиторию в онлайне и мотивировать ее к более активным действиям? У преподавателей отобрали привычный контроль над учебным процессом. Поэтому теперь это вопрос и самомотивации студентов, и изобретательности того, кто учит. Среди перспектив — обучение будет более автоматизированным, возрастет использование игровых алгоритмов и минимизируется включение силы воли человека. Вспомните победителя конкурса Global Teacher’s Prize 2020. Ранджит Дисали из Индии не просто хороший учитель. Он учитывает потребности учеников и действует соответственно. Ранджит перевел учебные материалы на язык той общины, в которой он работает, тем самым упростив доступ к обучению. Огромный интерес к гаджетам у современного поколения он также использовал в свою пользу. Он установил QR-коды, чтобы дать доступ к стихам, лекциям, заданиям. Кроме того внедрил игровой элемент, когда дети накапливали баллы за простые действия. Ранджит Дисали создал все предпосылки, упростил доступ и увеличил шансы на формирование новой привычки учиться, использовав интерес к современным технологиям.
Люди не становятся более дисциплинированными. Но с развитием технологий появилось больше инструментов, чтобы обучение давалось легче и мы были более мотивированы. Поэтому тренды современных подходов в образовании — максимальное упрощение, сокращение усилий, поощрение к самостоятельной учебе. Для этого компании создают соответствующую атмосферу и потребность. Чтобы освоить новую экспертизу, в ЕРАМ можно пройти любую программу, тренинг, менторинговые программы. Самостоятельное обучение поддерживают и упрощают, обеспечивая доступность электронных библиотек и подписки на внешние курсы LinkedIn Learning.
- С другой стороны, возрастают требования к тем, кто учится. Избыток образовательной информации, отсутствие стратегического взгляда на свое обучение могут привести к потере времени. Ведь, что означает минимизация включения силы воли? То, что в создании программ будут использованы законы влияния, которым мы подчиняемся и манипуляции, которые позволяют нам «включаться» в курс благодаря формату ведения курса, но не всегда необходимого содержания. Это способствует появлению нових интересных форм обучения и улучшению существующих. Но если целью является погружение в суть вопроса, всегда стоит держать свою цель в фокусе внимания при выборе курса. Поэтому для тех, кто учится актуально уметь определять цели своей учебы и критерии успеха. Во-вторых, в случае самостоятельного обучения важно умение строить собственную программу, выбирая действительно полезное и нужное. В-третьих, нужно иметь план адаптации материала к реальной жизни.
В более широком контексте этого навыка, отношение человека к учебе будет иметь решающее значение. Разницу способов мышления — fixed и growth mindset — прекрасно описала Кэрол Дуэк в книге «Mindset». Выбирая growth mindset, придется не просто постоянно учиться, но делать это в условиях постоянных изменений. Это задачка со звездочкой и для этого нужно иметь внутренние настройки. Например, ми перешли работать онлайн. Кто-то адаптировался быстрее других, потому что у него встроена эта рамка открытости новым стратегиям в новых условиях. У таких людей эта настройка по умолчанию — «я готов меняться и адаптироваться к новым условиям».
3. Комплексное решение проблем
На вебинаре Problem solving часто можно заметить, что участники склонны прежде всего решать те части проблемы, решение которых известно. Стремление к упрощению, к понятным или быстрым решениям, которые доказали свою эффективность в прошлом, желание как можно быстрее «закрыть» вопрос, уже упоминались в когнитивных искривлениях. Также стоит вспомнить, что человеческое стремление игнорировать незнакомую, сложную информацию создает больше препятствий на пути комплексного решения проблем. А еще не тренингах, в игрових ситуациях, мы часто сталкиваемся с тем, что люди хорошо решают локальную проблему, но часто не видят взаимосвязей с системой, в которой эта проблема существует. Решение, целесообразное в узком контексте, может приносить вред в широком. Мы видим много таких примеров на мировом уровне: в экологии, социальных инициативах. Понимание комплексности предполагает способность увидеть большую картину и взаимосвязи в ней. Чем больше мы видим, тем больше у нас выбор, что делать. Но это только одна часть этого навыка — мышление. Вторая часть — это способность привлекать экспретов разных направлений, уметь эффективно вазимодействовать внутри группы для наработки решений, которые будут экологичны как на микро-, так и на макроуровнях. Мир развивается, вызовы становятся все сложнее для одного человека и актуальность командной работы растет еще больше. В условиях VUCA-мира командный результат более эффективен. В реальных кейсах мы встречаемся с тем, что непросто прийти от индивидуального результат к командному, что тяжело договариваться, взаимодействовать, удерживая цель и сохраняя доверие. В связи с этим, актуализируется потребность в навыках модерации таких процессов наработки решений для менеджеров или в независимых модераторах.
4.Критическое мышление
В книге Рэя Далио «Принципы» автор рассказывает об одном пережитом кризисе, после которого одним из способов проверки связи с реальностью стал вопрос «А почему я решил, что я прав?». Это кажется хорошей метафорой, отображающей суть критического мышления. Это способ мышления, инструменты которого позволяют проверить, насколько какое-либо решение соответствует действительности. В его основе логика и понимание психологических процессов. Среди интересных инструментов критического мышления: презумпция «лупа», когда мы все услышанное, прочитанное подвергаем сомнению; «зеркало», которое напоминает, что мы видим мир сквозь собственное отражение и иногда можем попасться в ловушку; «весы», чтобы вовремя становиться на сторону опонента. Чтобы «прокачать» любой навык, нужно постоянно применять инструменты. Когда на внутреннх тренингах в ЕРАМ мы учим мыслить критично, это нравится не всем. Нередко слышим: «Это слишком сложно. У вас есть знания за 5 минут?» 😊. Люди стремятся упрощать, чтоб «быстро и безошибочно». Но на самом деле, чтобы использовать критическое мышление, нужно в первую очередь формировать в себе контекст, запрос, чтобы возникла потребность применить его инструменты. Есть такое выражение «Если у вас один инструмент — молоток, то все проблемы будут выглядеть как гвозди». Если человек не формирует в себе запрос по поводу новой нестандартной ситуации, которая требует новых подходов, критическое мышление не сработает.
5. Оригинальность и креативность
Этот навык перекочевал из предыдущего списка форума. И предполагаем, что он останется там еще долго. Креативность нужна не только людям творческих профессий — актерам, художникам, но и в повседневной жизни, и в бизнесе. Благодаря тем же технологиям, можно максимально автоматизировать рутинные задачи. Автоматизация предполагает наличие типовых моделей, по которым можно разработать программы или запрограммировать роботов на решение проблем. В то же время в людях будет цениться креативность в создании визионерского видения. А это территория, где роботы не ходят 😊. Да, им не свойственно ошибаться, но именно это и мешает креативному мышлению. Узнать больше о развитии этого навыка можно на курсах LinkedIn: Business Innovation Foundations, Building Creative Organizations, Leading with Innovation, Unlock Your Team's Creativity или в книгах «Thinking in New Boxes» Luc De Brabandere, «The Joy in Business» Joy Baldridge, «Creative Strategy» Chris Bilton, «Building Your Business the Right-Brain Way» Jennifer Lee.
Где взять мотивацию?
Все вышеперечисленные навыки будущего хоть и важны, но в человека не «вмонтированы». К счастью, их можно освоить, если знать несколько правил:
- Помнить о цели. По статистике обучение на том же Coursera заканчивают только 3% пользователей. На первый взгляд, это не очень высокий показатель. Однако, в оценке этой цифры мы руководствуемся старыми представлениями о завершенности. То есть человек должен пройти все модули, поставить галочки, завершить курс и тогда это будет хорошо. Но почему мы считаем, что 3% — плохо? Все ли они действительно учились или просто ставили галочки? А если среди тех, кто не попал в 3%, есть люди, которые нашли ответы на свои запросы — это хорошая статистика или нет? Поэтому не учитесь для галочки и помните о своей конкретной цели. Ведь даже цель «выучить английсикий» может отличаться в зависимости от того, хотим ли мы стать спикером на англоязычной конференции или переехать жить в Лондон.
- Спортивный подход. Действуйте как профессиональные спортсмены. Опирайтесь на дисциплину, будьте постоянными в учебе, практикуйте свои ритуалы, поощрения. Также поможет, если у вас будет круг поддержки из людей, которые будут подталкивать вас к цели. А еще — используйте технику маленьких шагов.
- Практика сосредоточенности. Быстрое мелькание картинок, постоянный мультитаскинг — фокусироваться при этом сложно. Поэтому учебные программы все чаще предлагают нам «быстрые» знания — только главное и то, что может увлечь. Вместе с тем, можно тренировать сосредоточеность и управление вниманием с помощью практик осознанности Mindfulness.
- Фасилитации вместо директивы. Посление два года тренинги в ЕРАМ все больше переходят в режим, когда часть контента дает сама учебная группа. Это увеличивает взаимодействие и вовлеченность в обучение. Кстати, сангвиникам и холерикам фасилитация заходит «на ура!». Меланхолики и флегматики в основном ориентируются на практичность, «выжимку» и лучшие кейсы. Впрочем, истина где-то посредине и применение обоих подходов увеличивает эффективность обучения.
- Осознание безграничности обучения. Существует когнитивное предубеждение под название эффект Даннинга-Крюгера (эффект профана). Суть его в том, что менее компетентный человек убежден, что все знает, но низкий уровень его компетентности не дает ему возможности осознать свою ошибку. Иногда встречаются люди, которые уверены, что знают все и на обучение приходят, чтобы убедиться в этом. Именно поэтому задача учебных центров, центров экспертизы заключается не только в том, чтобы задавать темп, стиль, уровень знаний, но и показать, что есть пространство и возможности для получения новых знаний.
Кроме книг, упомянутых выше, рекомендуем почитать:
- «Атомные привычки» Джеймс Клир
- «Будет сделано!» Никита Маклаков
- «Mindset» Кэрол Дуэк
- «Сила воли» Келли Макгонигал
- «Суперобучение» Скотт Янг.