article-spots
article-carousel-spots
programs
Новости

«В обучении есть разные пути. Менторство — один из самых эффективных»

19 февр.

До того как стать Front-End-разработчиком в EPAM, Геннадий Шпак руководил цехом по изготовлению спецодежды, а еще раньше 20 лет занимался дзюдо, стал мастером спорта.

Значительную роль в становлении его как IT-специалиста сыграла ментор. Теперь Геннадий стремится отдать должное и сам стал ментором для новичков в ІТ. Почему стоит сотрудничать с ментором и на что обращать внимание — Геннадий рассказывает о своем опыте менторства. 

Каково оно — быть менти?

Я словно вернулся в начало — с руководящей позиции снова стал учеником. На втором этапе обучения во внутренней лаборатории EPAM моим ментором стала Наталия Кобзина, которая возглавляет Front-End лабораторию EPAM University в Днепре. Огромное ей спасибо — благодаря ее усилиям и поддержке два года назад я успешно перешел на проект как Front-End-разработчик. И когда уже попал в продакшн, то решил вернуться в лабораторию в роли ментора.

Как работает менторинг?

Наличие ментора — это, прежде всего, поддержка мотивации, потому что менти знают, что их домашнюю работу оценят, и будет обратная связь. Если провести параллель со спортом — можно тренироваться самостоятельно дома, можно ходить в тренажерный зал или же посещать групповые тренировки. То есть, подходы могут быть разные. В групповых занятиях есть некая конкуренция, есть фигура мастера, на кого можно равняться, чей багаж знаний и систему мышления можно перенять. Так ты быстрее учишься и пробуешь дотянуться до такого же уровня. Конечно, можно и самостоятельно учиться, но тогда практических советов не будет.

Почему становятся менторами?

Это своеобразный способ поблагодарить за собственный опыт. Для кого-то это возможность реализовать свое давнишнее стремление учить. Кроме того, менторство дает возможность узнать новое, посмотреть на привычные вещи под другим углом. Наблюдать, как стартует карьера твоих менти, как работа приносит им удовольствие — это и есть награда за приложенные усилия.

Фантастические менторы — где их искать?

В ЕРАМ много лет существует целый институт менторства и по техническим, и по социальным направлениям, начиная с этапа обучения во внутренней лаборатории. Судя по отзывам коллег, часто именно менторская поддержка является драйвером развития.

Разумеется, ментора можно найти и за пределами EPAM. Вот несколько идей, где стоит поискать.

  • Наверное, самый очевидный способ — обратиться к знакомым, которые уже работают в ІТ. Если они сами не готовы становиться менторами, то могут расспросить своих коллег во внутренних чатах.
  • Специализированные платформы, где можно оставить объявление о поиске ментора или выбрать кого-то среди авторов статей на форуме. Тут же можно найти объявления о стажировках.
  • Участие в комьюнити. Только на платформе EPAM We Are Community есть 69 технических сообществ, которые периодически проводят события, встречи, воркшопы и даже конференции. Присоединиться к ним могут все желающие. Среди спикеров можно поискать вдохновляющих менторов.
  • Карьерные порталы и общественные организации. Время от времени они организовывают специальные проекты, чтобы помочь молодежи определиться с профессией и спланировать карьеру. К таким проектам в качестве менторов часто присоединяются коллеги из EPAM уровня Middle и Senior.

Что является отличительной чертой хорошего ментора?

Прежде всего, у ментора обязательно есть экспертиза в сфере, где хочет развиваться менти. Потому что это про подход «научи меня делать, как ты». Менти, по сути, наблюдает за ментором и для своего развития учитывает его опыт, видение, рекомендации, а также план, который они вместе составили.

Как и любого профессионала, ментора оценивают по результатам работы. А еще по искренности, по заинтересованности в том, чтобы люди становились специалистами. Менторство — это ответственность и перед менти, и перед будущей командой, и заказчиком. Сотрудничество принесет результат, если между ментором и менти есть доверие. Хороший ментор умеет создать такую атмосферу. Со временем и практикой есть шанс стать в этом настоящим мастером.

Как достичь успеха, работая с ментором?

  • Будь инициативным. Задавай ментору вопросы, рассказывай с чем возникают трудности, расспрашивай про его/ее собственный опыт. Инициируй контакт, если появились вопросы или сомнения или ты хочешь обсудить что-нибудь.
  • Помоги ментору помочь тебе. Только ты знаешь в чем именно тебе может быть полезен ментор. Не бойся говорить о своих образовательных и профессиональных целях, интересах и потребностях.
  • Выполняй обещания.  Твой наставник, скорее всего, работает на основной работе и вдобавок принимает ответственность менторства. Поэтому будь благодарным за время и усилия своего ментора. Работай старательно, выполняй задания, взятые на себя, вовремя отвечай на вопросы и комментарии.
  • Будь открытым. Это означает готовность не только учиться новому, но и воспринимать другую перспективу и реагировать на предложения и конструктивную критику.
  • Ожидай поддержки, а не чуда. Ты можешь рассчитывать на поддержку и советы ментора, но он или она не может решить твои проблемы. Ментор может предложить альтернативную точку зрения, обратную связь, подсказки и ресурсы, которые будут полезны в том или ином вопросе.

Мой опыт в роли ментора

С 2022 года я был ментором на программе для детей eKids, во внутренней лаборатории EPAM и во внешних школах-партнерах компании. И каждый раз это другой опыт. Там, где фокус был на самообучении по плану, моя роль как ментора заключалась в том, чтобы проверять домашние задания, иногда —  отвечать на вопросы участников программы, отслеживать ошибки, давать рекомендации.

В лабораториях EPAM обучение идет по-другому, формат больше напоминает комьюнити, где больше контакта, общения, погружения в материал и заинтересованности.

Что касается обучения детей, я все еще не уверен, удалось ли мне донести всю необходимую информацию, не было ли лучшего способа подать тему, хотя я старалася по максимуму. Увлечь детей и мотивировать их учиться, преодолевать препятствия требует больших усилий, особенно в онлайн-среде.

Быть или не быть? Если когда-нибудь захочешь стать ментором

Не люблю давать советы, потому что на самом деле человек всегда знает, хочет он что-то делать или нет. У каждого своя мотивация стать ментором. Если кто-то ищет личную выгоду, то менторство вряд ли окупится. А если действительно есть желание помочь, содействовать становлению, то в этом можно найти себя.

Все же, перед тем, как становиться ментором, стоит учесть несколько моментов:

  • Уметь планировать и приоритизировать. Бывает, что речь идет об 1-2 часах в неделю. А бывает, как в моем случае, что менторство занимает 2-3 часа каждый день. Так что нужно быть готовым к нареканиям со стороны семьи, потому что времени на что-либо другое остается немного.
  • Понимать уровень менти. Когда очень опытных специалистов засыпают множеством очень простых вопросов и «детских» ошибок, они теряют интерес. Менторство должно быть определенным вызовом.
  • Менторство — это не только про технические навыки. Это и про вовремя сказанные слова «У тебя все получится. Я помогу», когда человек расстроился, потому что взялся за сложную задачу и не справился. В таких случаях ментор должен подбодрить, поддержать. Потом, когда человек уже перешел в продакшн, такие моменты вспоминаются с теплотой.

И последнее. Что общего у ІТ и спорта?

Сосредоточенность на результате. Даже когда тяжело. Всегда есть те, кто сдастся и сойдет с дистанции. Но есть и те, кто становится чемпионами. Сдаваться или нет — вопрос характера. Когда об этом думаю, часто вспоминаю свой спортивный опыт. Я долгое время тренировался с одним и тем же тренером, и у него была та же черта характера, что и у моего ментора Наталии — искреннее стремление сделать другого человека лучшим профессионалом. Надеюсь когда-нибудь достичь такого же уровня.