article-spots
article-carousel-spots
programs
Истории

В одном шаге от Senior в 22: история Анны Климович

26 мая 2020

Наша коллега Анна Климович стала частью EPAM Team на третьем курсе университета. В свои 22 года девушка имеет за плечами красный диплом, двухлетний опыт работы data-visualization-инженером на проекте для крупного европейского заказчика и большие планы на будущее. О том, как понять себя, не ошибиться с выбором профессии и выжать максимум из своего студенчества – в интервью Анны.

Как ты определилась с выбором профессии?

В школе неплохо получалось в принципе все. Я очень мучилась из-за этого: было сложно совместить все, что мне нравилось в одно направление. Например, я пять лет играла в театре, пела, танцевала, занималась спортом, любила языки. Со школы увлекаюсь фотографией и видеографией. Даже когда рассказываю истории, обязательно показываю снимки и ролики, визуализирую все, что говорю. Люблю оцифровывать и переводить аналоговый контент в digital-формат. Интересно, что в итоге я выбрала специальность, которая так и называется digital-маркетинг.  

Чтобы лучше понять себя, проходила различные тесты. Где-то выпадала журналистика, где-то IT-менеджмент, где-то вообще стюардесса, наверное, из-за любви к путешествиям. Все эти тесты меня только пугали тем, что ни один результат не повторялся дважды. Начала задумываться об IT, потому что это большое поле для экспериментов, это мне интересно и востребовано в мире. Но родители предлагали стать стоматологом. Я честно пыталась представить себя стоматологом, но получалось плохо — это казалось мне скучным. 

Я начала искать возможности. Хотела поступать в БГУ на управление информационными ресурсами. Но мне показалось, что это немного далеко от программирования, да и 20 баллов до бюджета не хватило. Решила, что маркетинг в БГУИРе тоже ничего. Мне сложно сказать, что конкретно повлияло на мой выбор. Я до сих пор до конца не знаю, чего хочу. На тот момент просто решила брать и пробовать. И я рада, что это был мой выбор, а не родителей. Не представляю, как бы я сейчас работала стоматологом. А тесты я и сейчас прохожу, только теперь получаю новые результаты: продюсер, дизайнер, режиссер… 

Как переключилась со своей специализации на DATA и почему? 

В университете нас больше готовили как SEO-специалистов и интернет-маркетологов. Но были и разные спецкурсы по Java, C++. Ничего из этого в моей голове и душе не откликалось. А потом нам начали читать курс по базам данных. Я увидела, что такое SQL, и мне стало интересно. Подумала, раз именно эта тема меня зацепила, почему бы не пойти на тренинг и не узнать больше? То есть все это началось с мысли: я попробую, если мне будет интересно, то я продолжу, если нет – всегда можно прекратить. Кстати, могу сказать, что это направление коррелирует с моей специализацией. И маркетинг, и программирование в data очень пригодились. Можно сказать, что я работаю по специальности.

Помнишь первое впечатление о EPAM?

Словила себя на мысли, что EPAM была со мной фоном с первого курса. У меня сложился образ, что успешный студент или недавний выпускник начинает тут свой путь. Поэтому в начале второго курса я решила податься туда на тренинг по тестированию. Я тогда еще даже не знала, что такое тестирование, просто решила пробовать. Но мне отказали. Сказали, что второй курс – это еще рано. Но я не оставила свою цель. Постоянно мониторила тренинг-портал.

У меня всегда было желание в университете заниматься чем-то еще, помимо учебы. И вот каждый семестр я придумывала себе очередное увлечение: то на английский ходила, то на права училась. В какой-то момент этим занятием стала лаба. Это случилось летом после второго курса. Я как раз искала полезное занятие на следующие полгода в университете и наткнулась на актуальный тренинг по data. Вспомнила удачное университетское знакомство с этим направлением и зарегистрировалась. С собеседования вышла растерянная. Показалось, что опять не возьмут. А потом после каждого этапа думала, что не возьмут. Но как-то получалось идти дальше.

Что было самое сложное в обучении?

Жесткий контроль и тайминг. Каждый день у тебя новое задание с дедлайном сегодня: ты только что узнал, как это нужно делать, и не просто быстро сделал и отправил, а сделал красиво. Темп был очень напряженным, и не всегда хватало времени, чтобы выполнить весь объем работы, да еще и отличиться. Но именно эта методика научила меня приспосабливаться ко многим рабочим ситуациям.

Самое интересное задание?

Визуализация данных. Это что-то такое, чего я не знала раньше. Что есть программы помимо excel, в которых в два клика можно сделать красивый график. В лабе нас познакомили с некоторым количеством популярных программ, и это были мои любимые курсы. 

Можешь просто объяснить, что такое визуализация данных?

Визуализация данных — это наглядное представление информации в удобном для изучения виде. Для меня это смесь программирования, аналитики и дизайна. Мы даже не представляем, как часто сталкиваемся с визуализацией. Я снимала подробное видео об этом, приглашаю к себе на канал.

Как тебе сделали джоб оффер?

Я всегда и везде стремилась быть первой: в школе, в университете. Получила красный диплом. Я не знаю, зачем я гонюсь, и для чего. Может, чтобы доказать себе, что я что-то могу, что-то умею? На тренинге и в лабе я тоже была в гонке. Я знала, что нужно обязательно завершить и завершить хорошо. Когда я какой-то шажочек к этому преодолевала, говорила себе, что все делаю правильно. Мне и еще трём студентам из нашей группы предложили пройти собеседование на проект, когда у нас были последние модули в лабе. Меня интервьюировали местные ребята и заказчик. На интервью рассказывала о моих работах за последние месяцы. В день окончания обучения в лаборатории вышла на проект. На этом проекте, кстати, я и работаю до сих пор. 

Чем ты занимаешься на проекте?

Я занимаюсь визуализацией и анализом данных в Tableau. Я применяю знания из разных сфер и каждый день переключаюсь из одной области в другую, и мне это очень нравится. У нас очень хорошая команда, активный и вовлеченный заказчик. Интересно взаимодействовать с ними. Мы используем трендовые технологии, с которыми очень удобно работать. Например, еще три года назад наш проект перешел в облако. Это дает нам пространство для проб. Сейчас, например, я занимаюсь другим языком разработки. Мне доверили фронтенд. Это не совсем мое, но мне интересно работать с UI частью, пока пробую себя в этом процессе.  

Каково было совмещать учебу и работу?

Весело и сложно. Не понимаю, как я это делала. Но мне нравилось, что после работы я могу прийти на пары и отвлечься, переключиться. Начала воспринимать учебу как отдых. Одна сфера давала преимущества в другой и наоборот. Например, у меня не возникло проблем с поиском темы и разработкой дипломного проекта.

Как ты отдыхаешь?

Сейчас начала французский учить. Один из моих коллег говорит по-французски, и мне очень нравится, как звучит этот язык. Теперь есть хорошая возможность практиковать французский, попробовать говорить и спрашивать. Часто путешествую, снимаю видео и документирую свою жизнь. Мое школьное увлечение театром со временем переросло в Lifestyle видеоблог. Здесь я не ограничиваю себя какими-то категориями: делюсь тем, что мне интересно в удобной для меня форме. Меня очень вдохновляет любой визуальный контент. Я могу прослезиться с социальной рекламы и короткометражек. Сама всегда мечтала о том, чтобы снимать вдохновляющую рекламу и вызывать у людей чувства. В прошлом году я пробежала полумарафон, 21 км. Немного готовилась, но заболела перед стартом. Это была не лучшая идея – бежать с простудой, но я хотела пробежать вместе с папой. За год до этого я хотела попробовать себя на такой дистанции, но подвернула ногу и была в гипсе. После того случая твердо решила – никаких отговорок, бегу как есть.

Я не всегда такая активная, как и у любого человека, у меня бывают дни, когда не хочется ничего. В будни у меня обычно есть 3 свободных часа после работы, но рутинные дела съедают большую часть времени. Когда я только пришла на проект, я была сфокусирована в основном на работе и компании. Помимо знакомства с проектом решила пробовать себя в разных активностях: посадка деревьев, волонтерская помощь на ивентах. А потом случилась инициатива #IamRemarkable (об этом проекте подробнее можно почитать здесь). После тренинга мне захотелось продолжить свое знакомство с проектом. Я стала фасилитатором и вместе с коллегой основала сообщество #IamRemarkable у нас в компании и в Беларуси, потому что это мне близко. У меня синдром самозванца – в своей команде матерых специалистов я иногда чувствую себя слишком молодой и недостаточно опытной, чтобы выражать свое мнение. Но у меня действительно классные коллеги, которые помогают мне избавиться от этих предубеждений. Каждый раз, когда провожу воркшоп, я пытаюсь перебороть этот страх в себе и набираюсь уверенности. Мне нравится рассказывать о своей профессии и возможностях в IT для девушек. Когда после воркшопа люди подходят и благодарят, я заряжаюсь энергией и желанием делать еще больше. Пытаюсь реализовать эту энергию в полезных делах. Несколько раз я принимала участие в социальных проектах: Engineering Jam, различных хакатонах. Хотелось бы создать что-то нужное для людей, чем можно было бы гордиться.

Как сейчас развивается твоя карьера?

Сейчас я нахожусь между мидлом и синьором. Уже готовлюсь к assessment для нового тайтла. Я еще в процессе понимания куда дальше развиваться. Есть мысли о поступлении в магистратуру за границей. Хочется посмотреть на другое мышление, иную систему образования. Думаю о том, чтобы сделать социальный проект или снять кино. Но пока я планирую расти в EPAM и открывать то, что мне интересно. 

Какие советы можешь дать студентам?

1.   Не тратить время впустую. У меня в голове всегда сидела фраза «взаимоотношения с людьми и твое время — это самое важное, что у тебя есть в жизни, поэтому не стоит ими пренебрегать.»

2.   Создавайте правильное информационное поле. Смотрите на людей, которые делают то, что вам нравится, с которых хочется брать пример, наблюдайте за его распорядком дня в соцсетях, перенимайте его или её опыт и активности. 

3.    Прислушивайтесь к себе. Не нужно относиться к себе слишком строго. После окончания университета я поняла, что во взрослой жизни нет оценок, правильных или неправильных целей. Главное – понять, чего вам действительно хочется. Я до сих пор учусь распознавать, что мне нравится и чем мне интересно заниматься.

4.   Пробуйте новое. Когда я снимала для блога видео про учебу в университете, декан одного из факультетов БГУИР сказал прекрасную фразу: «За время обучения в универе студент должен сделать три вещи: получить права, научиться быстро печатать и съездить на программу обмена.» Я бы от себя добавила «…и поучаствовать в хакатоне», потому что это самый эффективный и простой способ попробовать себя в IT. Здесь вы увидите, как образуются проекты и насколько быстро можно дойти от идеи до готового продукта. 

Изменилось ли твое отношение к EPAM?

Во время учебы я даже не рассматривала варианты ухода куда-то еще. EPAM показался отличным местом для первой работы после университета. Мне здесь очень понравилось, я увидела столько всего нового и необычного, привыкла к корпоративным правилам. Я работаю здесь уже почти три года, и могу сказать, что я все еще не изучила компанию до конца. Многое предстоит разузнать, постичь и открыть. И мне это нравится.