Больше 60% европейского и 50% американского рынка используют продукты SAP. В числе клиентов настоящие акулы: Adidas, Google, Coca-Cola, Volkswagen. Мы поговорили с SAP-специалистами компании EPAM о феномене популярности SAP-продуктов и выяснили, как и в каком качестве можно связать свою жизнь с этим направлением.
Что такое SAP?
SAP (англ. System Analysis and Program Development, рус. Системный анализ и разработка программ) – это немецкий производитель ПО. Начиналась с небольшой частной компании по производству решений для эффективного управления бизнесом и очень быстро выросла в крупную корпорацию, которая строит эталонный продукт. Сегодня SAP является мировым лидером среди поставщиков программных решений и входит в тройку рейтинга Forbes вместе с Microsoft и Oracle.
Почему компании выбирают именно продукты SAP?
Постоянное развитие и передовые технологии.
Андрей Величко, главный SAP-консультант:
SAP не стоит на месте и постоянно развивает новые технологии, увеличивает долю рынка с точки зрения бизнес-приложений и аналитических решений. SAP покрывает больше потребностей клиента одним продуктом. Приобретая их решение единожды, ты получаешь возможности автоматизации всего бизнеса.
Качество, возможности и удобство.
Наталья Дубовик, ведущий BI-консультант:
Одно время я думала, что секрет успеха SAP-продуктов таится в стране-производителе и немецкой педантичности. Со временем поняла, что дело не только в национальных чертах, но в опыте и подходе. Компания выпускает продуманные продукты, все они прекрасно интегрируются между собой. Реализацией решений занимаются профессионалы. SAP-продукты дают максимальную устойчивость при возможности строить самые сложные многовариантные системы.
Широкий ассортимент.
Дмитрий Сурков, руководитель группы ABAP разработчиков:
SAP – крупный игрок на рынке enterprise решений. Компания производит продукты для абсолютно разных областей: финансы, сбыт, управление материалами, транспортом, у них есть масса отраслевых решений для нефтеперерабатывающей промышленности, телекоммуникационных компаний, военных ведомств и здравоохранения. Набор продуктов, которые они предлагают, очень большой.
Престиж и уверенность.
Константин Семенов, главный системный аналитик:
SAP – это имидж. Если ваша компания использует продукты SAP, значит у вас правильно поставлены внутренние процессы и вам можно доверять. Не только ваши клиенты будут уверенны в качестве и производительности, но и вы сами.
У каждой компании есть свои потребности. Для каждой из них в SAP разработали определенный продукт.
Продукты компании
ERP-система SAP R/3, интеграционная платформа SAP NetWeaver, платформа для управления базами данных SAP HANA, ERP-система нового поколения SAP S/4 HANA, облачная платформа SAP Cloud Platform. Большинство продуктов компании SAP написаны на внутреннем языке программирования ABAP/4.
Роли на проекте
Каждый продукт компании SAP можно адаптировать под процессы конкретного заказчика. Настройкой решений занимаются SAP-консультанты.
Кто такой SAP-консультант?
SAP-система в большинстве своем уже написана и имеет свои выстроенные бизнес-цепочки и направления. Задача SAP-консультанта выбрать область для работы и изучить ее досконально, чтобы знать все возможности системы и суметь преподнести их заказчику.
Андрей Величко, главный SAP-консультант:
Нужно четкое понимание бизнеса и его места в индустрии: как работают процессы, какие есть отличия, от чего они зависят, как система отлажена в других компаниях.
Начать можно с узкой специализации. К примеру, с управления материальными потоками. Для этого SAP-консультанту необходимо понимать процесс закупки, различные его вариации, отличие закупок в зависимости от отрасли.
Когда основы усвоены, нужно понять как устроена работа в SAP-проекте. Каждый проект имеет свои методологии и проходит определенные фазы. Консультант выполняет свой спектр работ на каждой из них.
Андрей Величко, главный SAP-консультант:
Важно понимать, что проект начинается задолго до подписания контракта с клиентом. Первая ступень – знакомство с бизнесом и пожеланиями клиента. Консультант должен пояснить заказчику, что такое SAP, какие выгоды принесет внедрение SAP-продуктов, убедить, что SAP – это удобно и даже необходимо.
Дальше следует обследование, техническое проектирование, настройка продукта, его доработка, обучение пользователей, трансформация информации из системы источников в систему SAP.
Андрей Величко, главный SAP-консультант:
На каждом из этих этапов консультант коммуницирует с заказчиком и уточняет детали или предлагает более оптимальные решения.
Каким должен быть SAP-консультант?
Коммуникабельным, презентабельным, стрессоустойчивым, не бояться общения с людьми любого звена: от кладовщика или охранника на проходной до генерального директора или владельца крупного бизнеса.
С какой базой проще добиться успехов на позиции SAP-консультанта?
Андрей Величко, главный SAP-консультант:
Хорошим SAP-консультантом может стать специалист как со стороны IT, так и со стороны бизнеса. Потому что эта позиция сочетает в себе навыки обеих сфер. Все упирается в желание и целеустремленность человека. Программиста, которому нравится кодить и не нравится общение, невозможно сделать SAP-консультантом. И наоборот, бизнес-аналитику, который отлично находит общий язык с клиентами, но не переносит программирование, никогда не занять эту должность.
Если настройка продукта не даст желаемых результатов, команда разработчиков может дописать необходимый функционал, используя язык ABAP, Java или JavaScript.
Кто такой SAP-разработчик?
Язык программирования ABAP 4 предназначен для работы исключительно в экосистеме SAP-продуктов. Сам язык появился достаточно давно, но продолжает активно развиваться: появляются новые конструкции, фреймворки. За практически сорокалетнюю историю существования вобрал в себя много различных парадигм программирования, таких как процедурное, ориентированное и объектно-ориентированное. Синтаксис языка может показаться архаичным (чем-то напоминает COBOL), но исходный код легок для чтения и восприятия.
Дмитрий Сурков, руководитель группы ABAP-разработчиков:
Важно понимать, что ABAP 4 – это не универсальный язык типа Java или C#. На нем можно писать только для SAP. А разработка для SAP – это часто не создание какой-то логики с нуля, а расширение существующего функционала, дополнение его необходимыми для заказчика опциями.
Чтобы делать эти расширения наиболее эффективно SAP-разработчик должен обладать не только техническими навыками, но и знаниями о конкретном бизнес-домене, понимать возможности решений SAP в этом домене и придумывать как дополнить решение, чтобы эффективно устранить задачу клиента.
Дмитрий Сурков, руководитель группы ABAP-разработчиков:
Разработчик SAP находится где-то посередине между программистом и аналитиком. Помимо умения писать код, он должен разговаривать с представителями бизнеса на одном языке.
Раньше SAP-разработчик являлся Full-stack специалистом, который отвечал за написание как серверной части, так и презентационной. В последние годы наметилось разделение по специализации на фронтенд и бэкенд: бэкенд все также работают с языком ABAP, фронтенд используют JavaScript, HTML и прочие фреймворки.
Каким должен быть SAP-разработчик?
Коммуникативным, презентабельным, обладать аналитическими способностями, быстротой и структурированностью мышления, обязательно владеть иностранными языками и умением работать в команде.
С какой базой проще добиться успехов на позиции SAP-разработчика?
Дмитрий Сурков, руководитель группы ABAP разработчиков:
В идеале необходимо инженерное или инженерно-экономическое образование. Узкая специализация, по которой ты просто пишешь код, сейчас встречается крайне редко. Чаще разработчик готовит решение задачи совместно с консультантом. Для этого нужно разбираться в бизнес-процессах. Большим плюсом будет знание нескольких языков программирования, основ баз данных и умение строить SQL-запросы.
BI-консультанты занимаются отчетностью: собирают данные о работе и для анализа и выстраивают систему. Этим занимаются BI-консультанты.
Кто такой BI-консультант?
Существует система поддержки принятия решений, в нашем случае – это SAP-компоненты, но принимают решение все равно ответственные люди. Задача BI-специалиста заключается в том, чтобы предоставить информацию из систем поддержки принятия решений в максимально облегченном виде. И предоставить заказчику результат работы компании так, чтобы клиент не просто принял решение, но и пришел за новым.
Наталья Дубовик, ведущий BI-консультант:
Специальность родилась из концепции крайней ленивости людей. BI-специалист – “вещь в хозяйстве” нужная, полезная, а хороший BI-специалист еще и прибыльная. Мы делаем для заказчика что-то красивое, умное, полезное, понятное, легкое в настройке и внедрении, и, естественно, подешевле. Здесь важно не просто создать идеальное решение, но и убедить клиента в том что то, что мы предлагаем – это то, что ему нужно.
У каждого клиента свое видение того, что ему надо, свое понимание того, что ему поможет и не всегда это одинаковые вещи.
Наталья Дубовик, ведущий BI-консультант:
Мы реализуем желания людей в той технической базе, которая есть в наличии. И практически всегда одно не совпадает с другим. Люди хотят больше, чем они могут получить. Приходится идти на компромиссы и выкручиваться. Чтобы делать это успешно, необходимо знать все технические детали SAP-продуктов и их возможности. Чем больше SAP-компонентов ты знаешь, тем проще создавать решения и предугадывать желания заказчика.
Приходится постоянно учиться и бизнесу клиента, чтобы говорить с ним на одном языке. Общаться с ним, будучи “не в теме”, невозможно.
Наталья Дубовик, ведущий BI-консультант:
Люди настолько пропитываются своей профессией, что в обычной речи используют сленговые слова. В свой первый год работы BI-консультантом я часто созванивалась с клиентом и после двух-трех разговоров о проводках за последний фин. период и о том, что там бьет или не бьет, пошла на курсы бухучета. Потому что не просто не понимала, что человек имеет в виду, а не знала, как спросить об этом?
Помимо особенностей бизнеса и технических моментов, важно учитывать индивидуальность каждого кейса.
Наталья Дубовик, ведущий BI-консультант:
Это сфера, где нет преднастроенных решений. Даже у двух заказчиков с одинаковым бизнесом потребности будут разные. Как нет двух одинаковы